Опыт работы воспитателя Трушкиной М.А.

Материал на конкурс «Моя лучшая презентация к ОД».

Дополнение к конкурсу «Моя лучшая презентация к ОД».

Материал  на  конкурс  «Читающая  мама- читающая  страна!»

Аннотация  к  конкурсному  материалу  «Читающая  мама-читающая  страна!» 

Педагогический   проект   на тему:

«   Многообразие птиц в природе.»

Номинация проекта: Экология

Автор проекта:

Трушкина Марина

Александровна

Воспитатель МБДОУ № 15

Пояснительная записка

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному

аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоционально

-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Тема проекта « Многообразие птиц в природе» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, перелетных птицах, расширить кругозор об экзотических птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: недостаток знаний о многообразии птиц на всей планете и экологических взаимосвязях в природе.

Тип проекта: творческий, познавательный, игровой.

Участники проекта: дети младшей и средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1 неделя )

Цель: формирование экологических знаний о многообразии птиц, их пользе и ответственного, бережного отношения к ним.

 

 

 

Задачи:

1.Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе       поисково-познавательной деятельности.

2.Развивать   у детей   воображение, речь, фантазию, мышление, умение

анализировать, сравнивать и обобщать.

3.Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

4.Расширить кругозор детей о птицах.

5.Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

6.Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

 

Этапы проведения проекта:

1 этап: подготовительный: Создание необходимых условий для реализации проекта: • Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями; • Подбор познавательной, художественной литературы; • Проведение бесед по проекту; • Оформление консультаций для родителей; • Изготовление дидактических игр; • Изготовление кормушек из разного материала совместно с родителями.

 

2 этап: Основной (практический) этап: • Оформление описательных рассказов о птицах;

  • Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц; • Изучение корма для подкормки птиц; • Наблюдение за птицами в природе ; • В течение всего зимнего периода кормление птиц; • Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
  • Показ презентаций: «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы», «Самые красивые птицы планеты», «Домашние     птицы», просмотр мультфильма « Это что за птица?»
    • Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
    • 3 этап: Заключительный Подведение итогов реализации проекта; • Организация выставки: «Кормушки для птиц ».

Выставка рисунков, аппликаций «Такие разные птицы !»      • Презентация проекта (освещение опыта работы).
Ожидаемые результаты:

У детей сформируются:

  • Знания о жизни и многообразии птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

Консультация для родителей « Какие бывают кормушки для птиц?»

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашнее задание:

1.Совместно с ребенком сделать кормушку.

  1. Рассмотреть птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

   Тематическая   неделя:

Понедельник:

  • Беседа с детьми « Какие птицы вам знакомы?», загадки.
  • Дидактическая игра « Знакомство с птицами».
  • Пальчиковая гимнастика «Птички».
  • Наблюдение за птицами на прогулке . Кормление птиц.
  • Чтение рассказа « Этажи леса » М.Пришвина.
  • Мультимедиа: «Веселые загадки о птицах».
  • Подвижная игра «Голуби   и   кошка».

ü Заучивание стихов о птицах.

Вторник :

  • Чтение сказки « Домик для воробья» В.Степанова с заданием.
  • Подвижная игра «Воробьи и кот».
  • Беседа о зимующих птицах.
  • Дидактическая игра «Назвать птицу».
  • Интегрированная образовательная ситуация «Зимующие птицы».
  • Мультимедиа: « Зимующие птицы», « Стихи о птицах».

ü Рисование птиц на манной крупе .

Среда:

  • Беседа   о пользе птиц в природе и для человека.
  • Пальчиковая гимнастика « Перелетные птицы», « Ласточки».
  • Экологическая игра «Что было бы ,если исчезли птицы…»
  • Интегрированная образовательная ситуация «Перелетные птицы».
  • Наблюдение за птицами   на прогулке ,кормление птиц в кормушках.
  • Чтение сказки « Гадкий утенок».
  • Подвижная игра « Ласточки».

ü Мультимедиа: «Голоса птиц », « Птицы. Умный ребенок».

Четверг:

  • Беседа с детьми о домашних птицах, их пользе для человека.
  • Чтение сказки   « Петух и хозяин» В. Степанова.
  • Пальчиковые   игры : «Птички в гнезде», «Дятел».
  • Подвижные   игры: « Птички», «Гуленьки».
  • Лепка « Цыпленок Цыпа».
  • Упражнения на дыхание : « Петушок», «Гуси».
  • Дидактическая игра « Собери птичку!» ( пазлы )

ü Мультимедиа : « Домашние птицы».

Пятница:

  • Ситуационная беседа « Красивые птицы!»
  • Раскраски « Птицы».
  • Экологическая игра «Польза – вред».
  • Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей».
  • Аппликация « Такие разные   птицы!».
  • Театрализация сказки « Петух и лиса».
  • Мультимедиа : «Самые красивые птицы планеты Земля»,

мультфильм « Это что за птица?»А. Сутеева.

  • Выставка рисунков и аппликаций « Птицы -наши друзья!»

Использованные   ресурсы:

  1. Энциклопедия для детей « Животные» г.Москва « Махаон» 2006г
  2. « Стихи о птицах» Н.Стожкова Москва, «АСТ-ПРЕСС»
  3. «Учебник для малышей» В.Степанов 2005г
  4. « Что? Зачем?Почему? Книга вопросов и ответов» Москва 2007г
  5. « Кладовая солнца» М.Пришвин 1979г
  6. Интернет-ресурсы:

Аппликации mimege.ru; fotostrana.ru;

nsportal.ru ; pedkopilka.ru ; http://www.youtube.com/watch?v=tkReYIbWzu8.

Приложение № 1

Интегрированная образовательная ситуация для детей средней группы по теме: «Перелётные птицы»

(развитие речи + аппликация)

Цель: закрепить знания детей о перелётных птицах.

Задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания и умения детей в виде аппликации и рассказывания по картинам о перелётных птицах. Учить выполнять единую коллективную работу, прислушиваться к мнению группы.
  2. Развивать воображение, чувство цвета, композиционные умения в расположении предметов, эстетическом отношении к окружающему миру; активизировать словарь детей.
  3. Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Дети заходят в группу и встают полукругом около картин по теме «Зима». Задаю вопросы: Какое время года? (Зима). Какое было? (Осень) Будет? (Весна). Назовите признаки зимы, какие вы знаете? (солнце светит и не греет , идет снег, улетают птицы, исчезли насекомые, листья с деревьев опали, стало холодно, дует ветер.   А как называются птицы ,улетающие в жаркие страны? (перелётные). А те, которые не улетают , а зимуют с нами? (зимующие). Посмотрите, вот у меня картинки с изображением зимующих и перелетных птиц. Разложите: на верхнюю полку перелетных птиц, а на нижнюю – зимующих. На верхней полке у нас: скворец, ласточка, грач, а на нижней: воробей, голубь, синица. Как называются птицы на нижней полке? (зимующие). Как называются птицы на верхней полке? (перелётные).

Давайте поиграем с вами в игру – хоровод «Воробей»

Среди белых, голубей             Дети идут по кругу, изображая

Скачет шустрый воробей.      голубей; в центре один ребёнок

  скачет как воробей.

Воробушек – пташка,              дети встают лицом в круг

Серая рубашка.                       идут приставным шагом.

Откликайся, воробей,             воробей пытается «вылететь»

Вылетай – ка, не робей.          из круга; голуби, взявшись

  за руки, не пускают его.

Дети играют 2 -3 раза и садятся на стульчики полукругом, напротив картинок с птицами. Я загадываю загадку, прошу показать и назвать отгадку:

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где – то близко. (Ласточка)

Обращаю внимание детей на строение ласточки: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко. Покажите и назовите части тела, чем, по вашему мнению, она питается, где живёт. Подвожу итог: вся птица чёрная, только грудка белая, у ласточки длинный хвост, он раздваивается на конце, хвост самый яркий отличительный признак ласточки. Ласточка, как и все птички, питается жучками, бабочками, червячками, зёрнышками. Она лепит гнездо из глины и маленьких веточек. В таких гнездах ласточки выводят птенцов.

А теперь отгадайте другую загадку:

На шесте — весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик и певец . (Скворец)

Опишите скворца на примере ласточки (ответы детей, составление небольших рассказов). Оперение черное с металлическим блеском; клюв жёлтый, острый и довольно длинный, слегка загнутый вниз; крылья длинные и заостренные, хвост короткий. Скворец, как и другие птицы, питается жучками, паучками, клюёт зёрнышки. Поэтому для него зимой нет пищи в наших краях и он, как и ласточка, улетает на юг. Возвращается скворец ранней весной. Скворцов все знают и любят, их прилёт означает для людей наступление весны. Скворец умеет петь очень необычно, подражая в пении даже кваканью лягушек или лаю собак. Хорошо подражают они и человеческому голосу. Людям нравятся скворцы. Чтобы скворцы селились близко к людям, весной для них строят специальные домики. Кто знает, как они называются? (скворечники). Давайте пройдём на места за столами и посмотрим, из каких частей будет состоять скворечник. На столах в лотках лежат квадраты коричневого и желтого цвета большие, квадраты маленькие синего цвета, ножницы, клей, салфетки. Как вы думаете, что можно сделать из коричневого четырёхугольника? (сам домик), а из желтого? (сложить по диагонали, разгладить сгиб и отрезать, чтобы получилась треугольная крыша). А как сделать круглый леток? (плавно срезать углы у маленького квадрата, начиная от середины одной стороны к середине другой и так по кругу). Давайте вспомним, как мы будем приклеивать? (кладем бумагу вниз цветом, промазываем по всей поверхности деталь, аккуратно прикладываем и прижимаем салфеткой, для лучшего приклеивания и удаления остатков клея). Кто сделал скворечник, может подойти и приклеить его на ветку дерева.

Вот и молодцы! Сегодня вы хорошо поработали и сделали много скворечников для скворцов. А попозже мы сделаем   птичек , а сейчас всем спасибо за работу.