Опыт работы воспитателя Ким Ж.И.
Ким Жанна Ильфатовна
Образование: среднее специальное. В 1989 году окончила Славгородское педагогическое училище Алтайского края.
Специальность: преподавание в начальных классах общеобразовательной школы.
В 2014 году освоила курсы повышения квалификации на тему: «Концептуальные основы введения ФГОС ДО». В апреле 2015 года подала заявление по аттестации для установления первой квалификационной категории.
Мой девиз: «Обучая учусь» (Сенека старший)
«Я — на своем месте!»
Моё знакомство с профессией «воспитатель» началось ещё со школьной скамьи, после 9 класса мы проходили трудовую практику, и я выбрала работу помощника воспитателя в детском саду, где мне достались дети ясельного возраста. Казалось бы, те трудности с которыми я столкнулась работая помощником, навсегда должны были отбить охоту работать в детском саду. Но моя жизненная дорога привела меня на порог детского сада, где я стала работать воспитателем.
Кто же такой воспитатель? Я долго искала ответ на этот вопрос и думаю, что нашла его.
Конечно же, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий и понимающий их. Это созидатель, творец, ему открыт главный ларец – ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью. А сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Каждый воспитатель может про себя сказать:
Я – Фея, я – Волшебница, я – Сказка!
Хозяйка мудрой и загадочной страны.
Я – Книжка, я – Затея, Театр, Маска!
Со мной вы каждый день с зари и до зари.
Еще воспитатель должен обладать художественным вкусом, дикцией, знать правила хорошего тона, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием. Чем больше педагог знает и умеет, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми и их родителями.
К.Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него сою душу, то счастье само отыщет вас». Счастливого воспитателя видно сразу — он живет в среде детей, понимает их потребности, умеет наладить контакт с родителями, вдумчиво относится ко всему, что его окружает. Труд воспитателя может быть трудным, отнимающий порой все силы, и физические и моральные, но рутинным, неинтересным его не назовешь. В моем представлении воспитатель — это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Быть воспитателем — серьезная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии — дарить. Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять, учить видеть прекрасное.
В моей работе на первый план выходят любовь и доброта, я стараюсь помочь воспитанникам увидеть прекрасное, интересное, приласкать их, посочувствовать, поговорить по душам, потому что самая большая ценность на земле – дети, во имя которых мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то какой смысл во всем этом «строительстве и посадке?!»
Принято считать, что миссия педагога – «сеять разумное, доброе, вечное». Но что и как из просеянного прорастет? Ответ на этот вопрос не знает никто. А ведь очень важно вырастить то, что посеял. Знания, жизненный опыт, любовь к детям, вера в них – вот орудия сеятеля, даже не сеятеля, а садовника. В каждом маленьком человеке заложены те или иные способности. Задача воспитателя – обнаружить и развить их, ввести ребенка в окружающий мир, удовлетворив его познавательный интерес, выражающийся в бесчисленных вопросах «Почему?», «Откуда?», «Что такое?», «Зачем?» и т. д.
В своей педагогической практике я уделяю особое внимание познавательно – экспериментальной деятельности, в которой ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Моим девизом в работе являются слова: « Наука должна быть, весёлая, увлекательная и простая. Таковыми должны быть и ученье» (П.Капица). Мои принципы в работе предоставлять детям больше самостоятельности и право выбора, умение встать на позицию ребенка, видеть в нем личность и индивидуальность, помочь детям быть социально значимым и успешным, научить понимать, что все новое – это интересно.
Прошло четыре года, как я начала работать в детском саду. Не раз возникала мысль: «А нашла ли я свое место в жизни?» Сейчас я с уверенностью могу сказать, что мое предназначение – быть рядом с дошкольниками, отдавать им частичку своего сердца и души. И это огромное счастье – закладывать фундамент будущего поколения! Я – на своем месте!
Я раздам по каплям счастье,
Подарю тепло души,
Пусть обходит их ненастье,
И взрослеют малыши.
Знаю, что моя работа,
Как заряд на новый день,
Воспитателей порода
Слов не знает – злость и лень!
И, представьте, я моложе
Становлюсь из года в год,
Мне бессмертие, похоже,
Каждый маленький даёт!
(Тамара Зуева)
Материал на конкурс «Читающая мама- читающая страна!» (2020г.)
Материалы на конкурс «Рождественский вертеп своими руками»:
Методические рекомендации к игровому набору.
Приложение № 3 «Рождество Христово».
Материал на конкурс «Работаем по стандартам».
Конспект занятия на конкурс «Работаем по стандартам».
1. Нравственно-патриотическая деятельность.
В преддверии празднования 70-летия победы в Великой отечественной войне Ким Ж.И. и воспитанница Комарчук Каролина приняли участие в конкурсе чтецов » Победный май!» Вернулись , получив грамоту лауреата!
Художественное творчество(аппликация). «Голубь- символ мира!»
Украшаем групповую комнату к празднику 9 мая
В преддверии 70- годовщины Победы, мы с детьми старшей дошкольной группы, решили украсить, одну из стен, нашей игровой комнаты, привлекая к этой деятельности родителей.
Цели: взаимодействие с семьёй, развитие творческих способностей у детей; формирование понятия, что голубь – это птица которая символизирует мир;воспитывать чувство гордости за свой народ, победившей в борьбе с врагом.
Материалы: ватман, офисная бумага формат А4, поделенная пополам, акварельные краски, шаблоны цветов вишни разного размера, ножницы, клей ПВА, и самое главное, ладошки ваших воспитанников.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята а вам хотелось бы украсить нашу группу к празднику Победы? (Ответы)
Отгадайте пожалуйста загадки.
- Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном!
Ответ: Голубь
- Символ мира эта птица,
Ей на месте не сидится,
Письма носит на себе,
И всегда она в цене!
Ответ: Голубь
Воспитатель: Какую птицу для украшения группы мы будем делать?
А наших родителе мы попросим изготовить вишнёвые цветы, и помочь создать композицию на стене.
ФОТО ОТЧЁТ. Дети и родители с радостью включились в эту трудовую деятельность, что вызвало эмоциональный подъём, и улучшило микроклимат в коллективе.
Воспитатель: Скажите а сколько дней осталось до Дня Победы?
А давайте будем вести обратный отсчёт дней, до праздника, располагая количество оставшихся дней в этих кармашках.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию. Чтение рассказа С. Баруздина «За Родину!»
Место проведения: МКДОУ № 15.
Дата проведения: 05. 05. 2015 г.
Цель: с помощью литературного произведения формировать у детей представлений о войне, армии; воссоздать образ бойца — героического защитника Родины ;формировать знания об исторических фактах и явлениях; воспитывать умение слушать новое произведение, следить за развитием действия, сопереживать советскому солдату, вызывать эмоциональный отклик в сердцах ребят; обогащать словарный запас: название различной военной техники, родов войск, название городов, государств, брусчатка.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми картин, репродукций, альбомов с военной тематикой; беседы о подвигах и мужестве солдат; чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей родины (А. Митяев «Наше орудие»; «Почему армия всем родная? »; Л. Кассиль «Твои защитники»; С, Баруздин «Шел по улице солдат») ; разучивание стихотворений о Великой отечественной Войне; слушание песен и музыки военных лет; оформление альбома «Спасибо за Победу! » (рисунки детей) ; фотографии, семейные реликвии о войне; подборка списка литературы для родителей «Прочтите детям о Великой Отечественной войне» с кратким содержанием.
Материалы и оборудование: цифровые образовательные ресурсы – презентация, ноутбук; аудиозаписи: голоса Левитана, военных песен; георгиевские ленточки по количеству воспитанников.
Ход образовательной деятельности:
Дети в группе занимаются свободной деятельностью. Воспитатель включает мультимедийную доску, звучит голос Левитана. Дети заинтересованно подходят и спрашивают, что же такое происходит, что они услышали.
Воспитатель: (Слайды2, 3) Вот так, ребята много лет тому назад, люди нашей страны узнали, что наступила война, рано утром 21 июня 1941 года на нашу страну, которая называлась тогда не Россией, а Союзом Советских Социалистических Республик, напала фашистская Германия.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы что такое война (ответы детей)
Воспитатель: (Слайды 4, 5) Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы, детские сады, больницы и жилые дома. Люди в нашей стране вели мирную жизнь, мечтали о светлом будущем и не хотели никакой войны. Но им пришлось в ней участвовать, потому что надо было защищать от врага своих близких и родных людей, свою Родину.
Воспитатель: Ребята а кого можно назвать защитниками отечества? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на эти фотографии. (Слайды 6, 7, 8, 9, 10)
Воспитатель: Что вы можете о них сказать? (ответы детей)
Воспитатель: Кто такой солдат? (ответы детей)
Воспитатель: Каким должен быть солдат (ответы детей) Сейчас вы прослушаете рассказ который написал Сергей Алексеевич Баруздин «За Родину! ». Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке. Это — рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал нашу страну от врагов. Это — рассказ о твоих пра дедах, дедах. Они были солдатами-героями.
Чтение рассказа воспитателем (звучит тихая музыка, слайды 10 -31)
Шел по улице солдат. Июньским солнечным днем шел. Днем беспокойным, тревожным. Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.
Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна — самая огромная и великая. С ним был народ — самый сильный. Значит, победит солдат фашистов.
Победит он, советский солдат!
Победит! Но труден и долог этот путь. Под Брестом и у Москвы будет солдат громить фашистские войска. В Сталинграде и на Кавказе, под Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом.
— За Родину! — кричит солдат и идет в бой.
Идет в бой пехота — стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы.
— За Родину!
Идут в бой артиллеристы. Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из тяжелых гаубиц и «катюш».
— За Родину!
Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.
— За Родину!
По рекам и морям уходят в бой корабли: линкоры, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки — и на них идут на врага военные моряки.
— За Родину!
Взмывают в небо самолеты — истребители, бомбардировщики, разведчики. И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:
— За Родину! Это идут сражаться с врагом лесные солдаты – партизаны. Идет солдат в бой за Родину. Может, это тот солдат, что Зимний брал, в гражданскую войну страну свою отстоял, родную землю на Хасане защищал. Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом. И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.
— За Родину!
Воспитатель: Понравился вам рассказ? (ответы детей)
Воспитатель: За что боролись пехотинцы, танкисты, артиллеристы, лётчики? (ответы детей) Правильно ребята, за Родину, за то что бы над нашими головами сегодня было мирное небо.
Физкультурная минутка: «На параде».
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ребята а как вы думаете, что такое Победа (ответы детей) Правильно ребята Победа — это когда наши солдаты победили врага, освободили нашу Родину от фашистских захватчиков.
Дети читают стихи М. Владимов «Что такое День Победы? »
1 Что такое День Победы? 4 Это фрукты и конфеты,
Это утренний парад: Это запахи весны…
Едут танки и ракеты. Что такое День Победы?
Марширует строй солдат. Это значит – нет войны!
2 Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
3 Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом
Воспитатель: А когда мы празднуем этот день? (ответы детей) Да ребята 9 мая 1945года закончилась война, и этот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы (слайды 31-44) Воспитатель: Много традиций существует в День Победы, одна из них, когда люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Воспитатель: Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают? (ответы детей) Воспитатель: Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня я хотела бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили, о боевых подвигах ваших прадедов. (звучит песня «День Победы! »
Воспитатели прикалывают детям георгиевские ленточки.
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Роль кубанских казаков во время ВОВ»
Цель: формировать у детей чувство патриотизма, привязанности к родному краю, его культуре; воспитывать чувство уважения к людям, отстоявшим независимость нашей Родины; воссоздать образ казака — героического защитника Родины; формировать знания об исторических фактах и явлениях; воспитывать умение слушать, следить за развитием действия, сопереживать, вызывать эмоциональный отклик в сердцах ребят; обогащать словарный запас: обмундирование, черкеска, башлык, бурка, шаровары с лампасами, родов войск (кавалеристы, казачьи сотни, пластунская дивизия) .
Предварительная работа: рассматривание с детьми картин, репродукций, домашних альбомов предоставленных родителями с казачьей тематикой; чтение рассказов о мужестве казаков, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей родины, разучивание стихотворений о Великой отечественной Войне, пословиц и поговорок; слушание песен и музыки посвящённые Кубанским казакам; оформление альбома «Спасибо за Победу! » (рисунки детей) ; фотографии, семейные реликвии о войне; подборка списка литературы для родителей «Прочтите детям о Великой Отечественной войне» с кратким содержанием.
Оборудование: цифровые образовательные ресурсы – ноутбук, презентация с сюжетами казачьих сотен, обмундирования и др. ; магнитофон, подборка песен о Кубани, народного фольклора.
Ход образовательной деятельности:
— Ребята, какой великий праздник приближается? — Правильно, 9 мая мы все будем праздновать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Послушайте песню военных лет и догадайтесь, о ком она.
(Звучит песня «Казаки в Берлине». Музыка Дмитрия и Даниила Покрас, на слова Цезаря Солодарь.) Сегодня, ребята, вы узнаете о казаках, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками, приближая Победу. – Кто такие казаки? Ответы детей: «Казак и в беде не плачет, и с пригоршни напьется, и на ладони пообедает»; «Они смелые, выносливые»; «Казаки хорошо обучены езде на лошадях», «У них специальная одежда», «Казак без коня, что солдат без ружья», «Казак сам голодает, а конь его сыт», «Казаку конь – отец родной, товарищ дорогой». (Слайд 2 – 6)
Правильно, казаки, это такое российское сословие, которые являются одновременно и хлебопашцами, и земледельцами, и воинами- защитниками рубежей нашей страны. Казаки обучены езде на лошадях и специальному военному искусству, которое называется «джигитовка».
Когда началась война, все казаки объединились в казачьи сотни. На сборные пункты казаки прибывали со своим обмундированием и холодным оружием. — Ребята, какое оружие называют «холодным»? (Ответы детей). Форма у казаков состоит из черкески, башлыка, бурки и шароваров с лампасами (на экране слайды7-10 серии «Казачье обмундирование»). На сборные пункты казаки редко приходили по одному. Они собирались группами и вступали в ополчение, т. е. становились добровольцами. – Ребята, как вы понимаете такие слова, как «ополчение» и «добровольцы»? (Ответы детей). За время войны было сформировано 42 казачьи дивизии. Они вошли в состав Красной Армии.
Казаки оставляли свои дома, уходя на войну. Родные и близкие провожали их в поход.
(слайд11 на фоне «Песни о родной земле ».)
Хорошо нам утром выйти в поле, Хорошо встречать рассвет на воле. И поет душа о светлой доле, Песню о родной земле.
Тысячи казаков были награждены боевыми орденами и медалями за подвиги в сражениях. Вы знаете, что самое почетное звание было «Герой Советского Союза» и оно было присвоено 262 казакам.
— Ребята, какие рода войск вы знаете? Ответы детей: танковые, пехотные, воздушные и т. д. — Какие войска называют кавалерийскими? (Ответы детей).
Казаки были организованы в кавалерийские полки и конные дивизии. (На экране слайды12- 16).
Они отважно бились с врагами. Они обладали высокими боевыми качествами. Много казаков отдали свои жизни на войне, героически сражаясь с фашистами. – Дети, как называется наш край? Правильно, Краснодарский. Наш край очень большой. В нем много городов, станиц, поселков и хуторов. Когда фашисты прорвались в наш Краснодарский край, казаки защищали от танков станицу Кущевскую Краснодарского края. Там стоит памятник погибшим казакам, похороненным в братской могиле (на экране фотография памятника17, 18) и надпись, которую читает педагог:
И скачет на братской могиле каменный конник на каменном коне с высоко поднятой шашкой.
Сегодня к нам детский садик пришел атаман Александровского сельского поселения Александр Евгеньевич Ситавичус. Он расскажет вам много интересного о казаках, которые живут в наше время.
Атаман демонстрирует казачью форму, выясняет, знают ли дети названия элементов одежды, обобщает, помогает детям правильно их называть, а так же знакомит детей с атрибутами казака. Александр Евгеньевич спрашивает у детей, любят ли они играть в разные коллективные игры, и предлагает разучить игру казачат «Тополек».
Выбирается водящий «тополь», «ветры» -3 игрока, остальные – «пушинки». «Тополь» находится в кругу, диаметром 2 метра, в центре; за кругом в несколько кругов встают «пушинки»; ветры ждут команды водящего, чтобы ловить пушинок:
На Кубань пришла весна, Распушились тополя. Тополиный пух кружится, Но на землю не ложится. Дуйте, ветры с кручи Сильные, могучие!
Налетают «ветры», ловят кружащихся «пушинок», которые устремляются в круг. Как только играющие оказываются возле «тополя» в кругу, они становятся недосягаемые. Пойманные дети становятся ветрами.
Атаман и дети фотографируются на память
2.Познавательно-исследовательская деятельность.
Перспективный план работы по теме: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста »
Месяц | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Цели и задачи деятельности | Элементы предметно – развивающей среды | ||||||
Сентябрь | 1 неделя | Беседа: « Повторение правил безопасности при работе в уголке экспериментирования» | Развивать интерес к экспериментальной деятельности, любознательность. | Схемы правил безопасности при работе в уголке экспериментирования. | |||||
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | Формировать понятия о смене времени года; уточнять представления об особенностях каждого времени года. | Календарь природы, методическое пособие «Дерево» | |||||||
2 неделя | Познавательная минутка: «Зачем укрывают опавшей листвой деревья» | Дать представления о том, какие природные остатки являются полезным удобрением в природе; воспитывать любовь и заботу о живых организмах. | Изображения сада, огорода, работ в саду и огороде. | ||||||
Эксперимент: «Почему опавшие листья шуршат». | Показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы. | Осенние, сухие листья. | |||||||
3 неделя | Познавательная минутка: «Как выросли облака?» | Закрепить знания детей о появлении облаков; развивать познавательный интерес к познанию окружающего мира | Альбом «Люди и небо» | ||||||
Опыт: «Что такое туман?» | Развивать познавательный интерес к познанию окружающего мира в процессе экспериментирования; | Пособия для экспериментов. | |||||||
4 неделя | Познавательное занятие: «Путешествие капельки» | Продолжать расширять знания детей о значение воды в жизни человека; познакомить детей с круговоротом воды в природе; прививать желание заботиться о природе. | Пособие «Круговорот воды в природе» | ||||||
Опыты с водой. | Подвести детей к пониманию того, что вода может быть в трёх состояниях; продолжать развивать познавательный интерес к познанию неживой природы; развивать умение вести наблюдения и фиксировать результаты в ходе выполнения опытов. | Картографы «Свойства воды», сосуды. | |||||||
Октябрь | 1 неделя | Познавательная минутка: «Зачем берёза поднимает 20 вёдер воды на шестой этаж» | Закрепить знания детей о строение берёзы, испарением воды через устьица; развивать познавательный интерес. | Изображение берёзы, её частей. | |||||
Опыт: «Как двигается вода по стебельку?» | Формировать представления о том, что растение это целостный организм, где каждая часть — орган выполняет определённую функцию; показать с помощью опыта движение воды по стеблю. | Два цветка, сосуды. | |||||||
2 неделя | Чтение сказки народов Сибири «Живая вода»,рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов. | Учить детей воспринимать образное содержание произведений, его нравственный смысл; познакомить детей с легендой о живой воде.Обучать детей составлению связного рассказа по сюжетной картине, познакомить и видами водоёмов. | Книга сказок народов Сибири «Живая вода» | ||||||
Опыты с водой.Рассматривание энциклопедий, познавательной литературы. | Познакомить детей с процессом очистки воды разными способамиобогащать знания и представления об окружающем мире | Картотека опытов, энциклопедии. | |||||||
3 неделя | Д/и: «Какая бывает вода» | Закрепить знания детей о некоторых видах природных водоёмов; активизировать и обогащать словарь детей существительными и прилагательными; развивать интерес к изучению окружающего мира. | Дидактическое пособие. | ||||||
Опыты: «Все обо всём». | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; развивать аккуратность, взаимопомощь. | Схемы опытов, пособие для экспериментирования. | |||||||
4 неделя | Чтение художественной литературы «Два ручья» | Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, развивать поэтический слух; подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословиц. | Хрестоматия для чтения. | ||||||
Эксперимент с водой: «Умная галка» | Познакомить детей с тем, что уровень воды может повышаться, если в воду класть предметы. | Пособие для экспериментирования, рассказ «Умная галка» | |||||||
Ноябрь | 1 неделя | Познавательное занятие: «Разнообразие тканей» | Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей. | Коллекция кусочков, различной ткани. | |||||
Опыт: «Ткань и бумага» | Учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водойна примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов. |
Картотека опытов, пособие для экспериментирования. 2 неделяСюжетно-ролевая игра: «Ателье»
Развивать интерес к игре путём знакомства с трудом приёмщика, закройщика, швеи, видов тканей, показом людей одежды; развивать у детей творчество в выборе замысла, в выборе предметных и ролевых способов их решения.Уголок ряженья, альбомы с иллюстрациями.Дополнение коллекции тканейПродолжать пополнять коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие, развивать кругозор детей.Коллекция тканей.3 неделяПознавательное занятие: «Загляни в прошлое бумаги»Познакомить с историей возникновения бумаги; учить сравнивать качества и свойства разных видов бумаги между собой, делать выводы; развивать у детей познавательный интересИллюстрации, разные виды бумаги.Познавательная минутка: «Для чего деревьям нужна кора»Закрепить знания детей о деревьях, на примере опыта показать защитные свойства коры.Альбомы с иллюстрациями, кора разных деревьев.4 неделяОпыт: «Приключение карандаша»Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах и качествах дерева; развивать логическое мышление; пополнять словарный запас; интерес к исследовательской деятельности, умение делать выводы.Альбомы с иллюстрациями, пособие для экспериментирования.Д/и: «Предметы и вещи»Закрепить знания детей с предметами, сделанными из различных материалов, в каких целях используются эти предметы; развивать интерес к изучению окружающего мира. Дидактическое пособие.
Декабрь 1 неделя
Познавательное занятие: «Такая разная пластмасса»
Познакомить детей со свойствами пластмассы. Формировать у детей умение понимать познавательную задачу, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений; развивать навыки проведения опытов, умение проводить сравнительный анализ.Изображение предметов из пластмассы.Опыт: «Стекло и пластмасса»Путём сравнения закрепить свойства стекла и пластмассы; выявить общие свойства; умения устанавливать причинно — следственные связи между назначением предмета, его качеством и свойством.Пособие для экспериментирования.
2 неделя
Опыт: «Пластмассовые предметы на улице»Закрепить знания детей о пластмассе; как влияет температура воздуха на свойства пластмассы.Пособие для экспериментирования, картинки с изображением предметов.Д/и: «Найди пару»Развивать умение находить между совершенно неподходящими предметами общий признак; упражнять в умение логически мыслить и быть внимательными.Дидактическое пособие.
3 неделя
Познавательное занятие «Простые и ценные камни в природе.Познакомить детей со свойствами камней; развивать познавательный интерес к изучению неживой природы; умение обследовать камни с помощью органов чувств; учить проводить анализ, фиксировать результаты исследований.Коллекция камней.Эксперимент: «Можно ли поцарапать камень»Показать в результате эксперимента, что камни отличаются по составу, по прочности.Коллекция камней, кирпич, глина, пластмасс. 4 неделяОпыты: «В мире вещей» Закрепить знания детей о свойствах металла, дерева, пластмассы; закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу.Пособие для экспериментирования. Дидактическое пособие.Чтение художественной литературы П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»Познакомить детей с жанровыми особенностями произведения; как писатель описывает в нём камень – малахит. Книга П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Январь 1 неделя
Чтение познавательной литературы «Откуда берётся чистый кислород»Закрепить знания детей о пользе деревьев, цветов в помещении.
Подборка познавательной литературы.Опыт: «Свечка в банке»
Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше); кислород нужен для горения; познакомить со способами тушения огня.Пособие для экспериментирования.
2 неделя
Наблюдение за воздухом, ветром.
Закрепить представления о том, что людям необходим чистый, свежий воздух, попробовать ощутить отличия комнатного и свежего воздуха, формировать интерес к объектам неживой природы.Зарисовка опытов, фотографии, изготовление вееров.Эксперимент: «Почемучкины вопросы»Формировать умения анализировать, делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха, тёплый воздух поднимается вверх т.е легче холодного; воздух плохо проводит тепло.Схемы опытов, пособия для экспериментов.
3 неделяПознавательное занятие: «Знакомство с воздухом»
Обобщить и систематизировать знания детей о воздухе; познакомить со способами обнаружения воздуха, некоторыми свойствами; как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека; развивать интерес к исследовательской деятельности; выявить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте воздуха.Предметные картинки, альбом «Люди и небо».Опыты с воздухом.Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всём; воздух имеет вес. Дать детям понятие о движение воздуха; показать на примере опыта, как можно обнаружить его движение.Картотека опытов, пособие для экспериментирования.
4 неделя
Чтение произведения «Лёгкие планеты»Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого.Фотографии, энциклопедия.Эксперимент: «Влажное дыхание»Учить детей понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.Пособие для экспериментирования
Февраль
1 неделя
Познавательное занятие: «Тайна получения железа»
Познакомить детей со способами получения железа; определить свойства металлов; находить в окружение металлические предметы; познакомить со свойствами металлов в сравнении с деревом, пластмассой.Познавательная литература, предметные картинки, пластинки из железа, небольшие металлические предметы.Опыт: «Металлические предметы на улице».Закрепить знания детей о металлах; как влияет температура воздуха на свойства железа.Пособие для экспериментирования.
2 неделя
Опыт со снегом: «Чистый ли белый снег?»Закрепить знания детей о загрязнение снега и водыПособие для экспериментирования.Опыты со льдом: «Почему не тонут айсберги»Уточнить представления детей о свойствах льда; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.Пособие для экспериментирования.
3 неделя
Познавательная минутка: «Легкий и прочный алюминий»Познакомить детей с открытием металла; развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира.Познавательная литература, предметные картинки.Рисование на тему: «Где используется металл» Закрепить знания детей о металлах; о предметах в производстве которых используются металлы; развивать воображение; умение работать аккуратно.Альбомы с иллюстрациями.
4 неделя
Познавательное занятие: «Металл, его качества и свойства»
Закреплять знания детей о металле, умение определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск), помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.Познавательная литература, пособие для экспериментирования.Д / и: «Наведи порядок в сундучке»Классификация предметов по материалу изготовления.Дидактическое пособие. Март 1 неделя
Опыты: «Тянем – потянем» Расширять знания детей о свойствах кожи; познакомить с видами кожи; закрепить названия предметов одежды из кожи.Коллекция кожи, альбом с иллюстрациями.Д/и: «Предметы и вещи»Закрепить знания детей с предметами, сделанными из различных материалов, в каких целях используются эти предметы; развивать интерес к изучению окружающего мира. Дидактическое пособие.
2 неделя
Познавательное занятие «Резина и её свойства»Познакомить детей со свойствами резины; уточнить представления детей об использовании резины человеком; Учить формулировать выводы и делать маленькие «открытия» при постановке эксперимента, умение анализировать.Познавательная литература, пособие для экспериментирования.Опыт: «Узнай о себе шарик»Закрепить свойства резины на примере опыта; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. Пособие для экспериментирования.
3 неделя
Опыты с резиной.
Продолжать выяснять свойства резины, сравнивать резину с тканью; доказывать пользу предметов в зависимости от того из какого материала они сделаны.Схемы опытов, пособия для экспериментов.Д/и «Найди свой домик и покажи»Закрепить знания детей о различных материалах во время игры; двигаться на ограниченном пространстве; развивать познавательный интерес.Дидактическое пособие.
4 неделя
Познавательная минутка «До чего дошёл прогресс»Познакомить детей с появлением электрической лампы; вспомнить названия электроприборов.Познавательная литература, предметные картинки.Д/и: «В мире вещей» Закрепить знания детей о свойствах металла, дерева, пластмассы; закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу.Дидактическое пособие.
Апрель 1 неделя
Познавательная минутка: «Откуда же берётся соль, которую покупают в магазине» Познакомить детей со способами и местами добычи соли. Подборка познавательной литературы, с иллюстрациями. Опыт с солью — Формировать представления детей о соли и её свойствах; развивать внимание, умения делать выводы, анализировать результат опыта. Схема опыта, пособие для эксперимента.
2 неделя
Познавательное занятие: «Соль и её свойства»Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах; развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом. Подборка познавательной литературы, с иллюстрациями. Словесная игра : «Кислое, сладкое, солёное» Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью; воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.
Предметные картинки 3 неделя Опыт: «Для чего на дорогах посыпают снег солью» Объяснить детям и показать на примере опыта действие соли; расширять знания об окружающем мире. Схема опыта, пособие для эксперимента. Познавательная минутка «Как получают сахар» Познакомить детей с процессом получения сахарного песка; развивать интерес к познанию нового; познакомить с необходимостью употребления сахара в пищу. Подборка познавательной литературы, с иллюстрациями.
4 неделя
Опыт «Солёный иней» Показать детям, как можно получить искусственный иней; предложить самим сделать белоснежные веточки; продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности. Схема опыта, пособие для эксперимента .Д/и «Веришь – не веришь. Знания детей об окружающем мире; расширять словарный запас; развивать память, произвольное внимание. Дидактическое пособие.
Май 1 неделя
Наблюдение за солнцем. Закрепить знания детей о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.Фотографии, познавательная литература, предметные картинки.Посадка семян различных растений Продолжать знакомить детей с трудом взрослых перед началом посевных работ; создавать все необходимые условия для роста растений.Схемы опытов, пособия для экспериментов.
2 неделя
Познавательное занятие: «Кладовая земли» Закрепить знания детей о том, что земля имеет три основных значения: планета, суша, почва; способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании земли; формировать исследовательские навыки.Подборка познавательной литературы, с иллюстрациями.Опыты с землёйРазвивать наблюдательность, интерес, воспитывать любовь к земле; развивать интерес к исследовательской деятельности.Схемы опытов, пособия для экспериментов.
3 неделя
Опыты: «В мире вещей» Закрепить знания детей о свойствах металла, дерева, пластмассы; закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу.Картотека опытов, пособия для экспериментов.Чтение художественной литературы Былина «Илья Муромец»Воспитывать любовь и уважение к земле; познакомить и новым жанром, в котором описывается земля, её поверхность, её красота; развивать воображение, представляя описанное в тексте.Хрестоматия для чтения.
4 неделя
Экологическая загадка: «Солнце друг или враг».Продолжать развивать познавательный интерес; умение делать выводы подвести детей к выводу, что солнце бывает полезным и вредным.Альбом с иллюстрациями, познавательная литература,Эксперимент «Радуга в небе» Познакомить детей со свойствами света, превращением его в радушный спектр; расширять представления детей о смешение цветов; учить изготавливать мыльные пузыри; развивать внимание.Схемы опытов, пособия для экспериментов.
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» старших дошкольников
Цели и задачи:
Образовательные
- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет;
- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;
- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
Развивающие
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
Воспитательные
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.
Предварительная работа
- Проведение опытов по определению других свойств воды.
- Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Чтение художественной литературы.
- Отгадывание загадок по теме.
- Проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория».
Оборудование и материалы: клубок ниток, диск с шумом воды, герои Капелька и Мудрая Сова с конвертом, иллюстрации с изображением воды и оборудования для проведения опытов, стенд «Свойства воды», две чистые бумажные карточки, фломастеры, картинки с изображением полезной и вредной воды, красный и черный бумажные круги;
для проведения опытов: вода, сосуды разной формы (бутылка, миска, блюдце, банка), воронка; прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, гуашь и кисточка, пластилин.
Ход занятия:
Организационный момент.
Игра «Я и другие»
Дети садятся в круг, и воспитатель предлагает детям поиграть.
В: -Ребята, мы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наша группа – это второй дом. Здесь мы проводим целый день: радуемся и огорчаемся, здесь ваши друзья. Все вы хорошо знаете друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу? Подумайте немного и пожелайте это тому, кто сидит рядом с вами.
(Воспитатель начинает разговор, обращаясь к рядом сидящему ребенку с пожеланием, и затем передает ему клубок. Клубок должен вернуться обратно к воспитателю)
В: -Ребята, посмотрите, как тесно мы взаимосвязаны. Мы составляем единое целое. Каждый из нас очень важен и необходим в этом целом. Если не будет хотя бы одного из нас, то нить оборвется. Так давайте же будем дружными, внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.
В: — Посмотрите вокруг. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Воде, опытам с водой).
-Наше занятие не просто так посвящено воде и опытам с ней. Сегодня к нам в гости пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная (изображение капельки). Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
-Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
— Капелька из чего состоит? (Из воды).
— Какая она эта вода? Что нам поможет рассказать Капельке о том, какая она, о ее свойствах? (Стенд «Свойства воды»).
(Дети по очереди подходят к стенду, показывают какой-либо символ и называют свойство воды)
В: — Ну вот, Капелька, мы рассказали тебе о том, какими свойствами ты обладаешь. Но мне кажется, что это еще не все. Ребята, посмотрите, а что за пустые карточки висят на стенде? Как вы думаете для чего они там? (Ответы детей).
— Давайте обратимся за помощью к Мудрой Сове, может она знает, для чего эти пустые карточки.
(Возле Мудрой Совы распложен конверт, откуда воспитатель достает задание для детей)
В: — Чтобы заполнить эти пустые карточки, надо провести еще два опыта:
- Имеет ли вода собственную форму;
- Растворяет ли она вещества.
— Перед проведением опытов нам нужно разделиться на две группы.
(Дети делятся на группы)
В: — Первая группа будет выяснять, имеет ли вода свою форму. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы). Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?
— Вторая группа будет выяснять, растворяет ли вода вещества. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем растворять в воде). Как вы думаете, какой результат вы получите: растворяет вода вещества или нет?
И каждой группе нужно придумать, что вы нарисуете на пустых карточках.
А теперь давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
(Дети приступают к выполнению опытов, педагог помогает им, если возникают трудности.
Затем один ребенок из группы рассказывает, как проводился опыт и формулирует вывод.
Картинки-свойства прикрепляются на стенд.)
В: — Мы выполнили задание Мудрой Совы, и теперь Капелька узнала еще два своих свойства.
— А теперь давайте поиграем в игру. А Капелька будет внимательно смотреть за нами. Видите картинки на столе? Вам нужно разделить их на две группы, когда вода – это хорошо (красный круг) и когда вода – это плохо (черный круг). Я начну. Эту картинку я положу в красный круг, потому что вода помогает нам наводить чистоту в доме – это хорошо.
(Аналогично выполняют задание и дети.)
В: —Итак, ребята, мы рассказали Капельке очень много о ней самой. О том, что она состоит из воды, о том, какими свойствами она обладает, какую пользу приносит людям и животным, а еще о том, какой вред может нанести вода.
— Как вы думаете, мы помогли Капельке? И Капелька вам очень благодарна, посмотрите, она даже стала улыбаться!
— Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Педагог проводит рефлексию:
— Что нового вы узнали на занятии?
— Что было сложным? Почему?
— Что было легким? Почему?
— Вам понравилось занятие? Чем?
— Кто может сказать, как он занимался? Почему?
А теперь я хочу, чтобы ребята рассказали замечательное стихотворение
Н. Рыжовой «Волшебная вода»:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Конспект развлечения с элементами экспериментирования «В гостях у Фокуса- Мокуса и его друга Фунтика»
Образовательные
- знакомство с физическими явлениями и понятиями (инерция, сила тяжести, теплоотдача и др.);
- помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Развивающие
- развивать любознательность и познавательную активность дошкольников;
- способствовать развитию творческих способностей и логического мышления, объединить знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса.
Воспитательные
- создание эмоционально-положительной атмосферы в коллективе детей.
Словарная работа
Торнадо, инерция, сила тяжести, теплоотдача.
Ход развлечения:
(Звучит музыка В.Шаинского «Ужасно интересно все то, что неизвестно»)
Дети рассаживаются на места.
Вед: Приветствуем сегодня всех
Мы рады встречи с вами
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали
Сегодня фокусы для вас
Покажет Фокус – Мокус.
(Звучит песня «Ящик фокусника», входит фокусник.)
Фокус — Мокус: — Здравствуйте дорогие зрители!
Забавные фокусы увидеть не хотите ли?
Тогда не зевайте не болтайте,
А за мною наблюдайте!
1 Фокус: — Какое сейчас время года? Какой месяц? Какая погода? Верите ли вы, что я сейчас устрою торнадо? А что такое торнадо? Где его можно увидеть? (ответы детей) Правильно это природное явление, по другому оно ещё называется смерч (показ слайда с изображением торнадо)
Материал: две 2литровые пластиковые бутылки, соединенные между собой горлышками, в одной бутылке подкрашенная вода.
— Что видите? В чем секрет моего фокуса? Кто желает повторить мой фокус?
2 Фокус: — А сейчас мой друг Фунтик, поможет мне.
Материал: на стол в ряд выкладываются три ложки, только что принесенные из холодильника.
Фокусник: — Я могу отгадать, какую из этих ложек только что брали. (Фокус — Мокус просит завязать ему глаза и поворачивается к столу спиной) — Возьмите кто- нибудь одну из ложек, приложите к своему лбу и сосчитайте до двадцати. А потом положите ложку на место. Когда закончите считать скажите мне.
(Фокус – Мокус поворачивается и, не снимая с глаз повязки говорит)
— Сейчас я узнаю, какая ложка вобрала в себя мысли считавшего.
(Касаясь ложек по очереди, приговаривает)
— Ну-ка напрягитесь, ложки,
Помогите мне немножко!
Иль задача не легка
Сосчитать до двадцати?
Ага, вот она!
(Фокус — Мокус поднимает самую теплую ложку) Правильно я отгадал ложку? Как я отгадал? (Ответы детей : ложка, которую держали у лба, нагрелась немного, от нашего тела и поэтому теплее других).
3 Фокус: — Посмотрите, что у меня в руке? (грецкий орех) Правильно! На первый взгляд это обычный грецкий орех! Сейчас я на ваших глазах превращу его в волшебный орех и он будет притягивать к себе предметы. (фокусник произносит заклинания и не заметно подменяет простой орех на магнитный и притягивает им металлические предметы)
Материал: магнит замаскированный в грецкий орех, небольшие металлические предметы.
4 фокус: — Занимаясь фокусами, я развил у себя неслыханные способности, которым я обучил своего друга Фунтика. Он может поднять лист бумаги, не касаясь его руками.
Материал: лист бумаги , железная пластинка, магнит.
(Фунтик под лист бумаги кладет металлическую пластину. Затем подносит руку в перчатке, в которой спрятан магнит, пластина прилипнет к перчатке через бумагу)
— Хотите повторить фокусы? (дети повторяют, у них не получается) В чем секрет этих фокусов? А секрета никакого нет! Фунтику просто помогал магнит. (Фокус- Мокус раскрывает секрет фокусов. Дети повторяют еще раз)
5 Фокус: — Стать настоящим фокусником не просто, надо много тренироваться. Я сумел развить у себя невероятную ловкость рук и могу, не поднимая посуды, вытащить скатерть.
Материал: стол накрытый скатертью, стакан с водой, тарелка, ложка, монетка.
— Почему посуда осталась на том же месте? (если дети ответили, что посуда тяжёлая, то показать фокус с монеткой)
– Почему монета не упала? Какие упрямые предметы. А как называется это упрямство?
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.
(Посуда и монета остались стоять и лежать неподвижно и стремились сохранить свою неподвижность. Это и называется инерцией)
Фокус — Мокус:
Настроение прекрасно,
И не хочется скучать.
Необычные картинки
Предлагаю рисовать.
— А рисовать я предлагаю, необычным способом, молоком, красками и средством для мытья посуды, а так же нам понадобятся ватные палочки.
Фокус — Мокус:
— Прошу садится детвора
Фокусы продолжать пора!
6 фокус: — Что у меня в стакане? (Салфетка) А что произойдет с салфеткой, если ее опустить в воду? (Она намокнет) А я могу, ее заколдовать и она не намокнет. (Фокус — Мокус произнося заклинания опускает стакан в воду) Кто хочет повторить мой фокус? (Дети повторяют фокус. Фокус – Мокус раскрывает секрет фокуса)
Материал: глубокий контейнер с водой, стакан, салфетка.
— Так получается, потому что стакан заполнен воздухом. И он не дает проникнуть воде в стакан, поэтому ткань остается сухой.
7 фокус: — Как перевернуть стакан не пролив из него воды? (Дети высказывают предположения, пробуют. Затем Фокус — Мокус наполняет стакан водой до краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает открытку – открытка не падает, вода не выливается )
— Почему вода не выливается, когда под ним лист бумаги?
Теперь скажу вам по секрету,
Что никакой здесь тайны нет
Здесь нет ни капли колдовства,
Но очень много мастерства.
На лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться. (Дети пробуют повторить фокус)
Фокус – Мокус:
– Понравились вам мои фокусы? Теперь вы можете их показывать своим друзьям, папам, мамам, братьям, сестрам.
Праздник веселый удался на славу!
Я думаю, всем он пришелся по нраву!
К знаньям стремитесь, иначе нельзя.
Я жду новой встречи, прощайте, друзья!
Список литературы и интернет ресурсы:
- Тугушева Г.П «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» /Санкт- Петербург Детство-Пресс 2008.
- Бондаренко Т. М «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» ТЦ «Учитель» Воронеж» 2004.
- http://allforchildren.ru/trick/
http://www.youtube.com/watch?v=0dx0nS9FzUY
Фоторепортаж
2. Праздники и развлечения с детьми.
Конспект итогового занятия по окружающему миру «Такая разная осень»
(подготовительная группа)
Цели и задачи:
Образовательные
· закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
· учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
· закреплять навык образования прилагательного от существительного.
Развивающие
· продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
· способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников, с помощью игровых ситуаций доставить радость, удовольствие от занятия;
· формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, совершенствовать навыки самостоятельного принятия решений.
Воспитательные
· воспитывать осознанно-правильное отношение к природе, через осознание её красоты, учить создавать композицию из природных материалов, воспитывать умение творить в коллективе сверстников, развивать художественный вкус, фантазию;
· воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Словарная работа
· обогащать словарный запас детей: термометр, закрома, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.
Оборудование и материалы: имитация осенней поляны (украшенная группа), мультимедийное оборудование, изображения картин «Ранняя осень», «Поздняя осень», аудиозапись «звуки пробуждающегося леса», карточки (листочки) с ребусами.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: ребята мы сегодня совершим путешествие, а кто нам поможет его совершить, вы узнаете, отгадав загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень! (входит воспитатель, переодетый в костюм осени)
Осень: Ребята, мы отправимся в осенний лес, но прежде необходимо узнать, знаете ли вы правила поведения в природе?
Поиграем в игру. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:
— В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер. (Действия детей)
— Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)
— Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)
— В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)
— Муравейники не разоряй. (Действия детей)
— Птенцов домой не забирай. (Действия детей)
— Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)
— В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)
— Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Путь нелегкий. Становитесь друг за другом и вперёд!
Игра с движениями.
1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);
2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);
3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);
4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);
5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);
6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).
— Ну, вот мы и пришли! (имитация осенней поляны) Куда мы попали? (В осенний лес). Какими красками я разукрасила деревья и кусты? (красными, алыми, багряными, золотыми). Значит, как меня можно назвать, кто такая осень? (колдунья, волшебница, художница, красавица). Молодцы, ребята! А что еще я приготовила для природы? (звери меняют свои наряды, птицы улетают на юг, поспевает урожай овощей и фруктов).
(Осень находит конверт под большим дубом)
Осень: Это моя любима поляна, и кто – то зная, что я приведу сегодня сюда вас ребята, подбросил письмо. Давайте его прочтём.
«Уважаемая Осень! Дорогие ребята! Вот у нас в лесу поменялась погода, стало холодно, листья стали опадать. Сорока на хвосте принесла «осень пришла». И по этому поводу, на заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое»
Осень: Дети, зайцам повезло, что мы пришли на эту поляну. Ведь этот вопрос очень даже интересный. И мы, с вами постараемся на него ответить.
Осень: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). По какому прибору можно узнать температуру воздуха? (термометр)
Осень: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Осень: Ребята, а какая бывает погода осенью:
· Когда идет дождь – дождливая;
· Когда дует ветер – ветреная;
· Холодно – холодная;
· Пасмурно – пасмурная;
· Сыро – сырая;
· Хмуро – хмурая;
· Ясно – ясная;
· Когда появляется туман – туманная.
Осень: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Молодцы!
Осень: А как вы думаете, я Осень всегда бываю одинаковой? В начале осени? В середине? В конце? (разная) Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
(Изображение осеннего леса на экране, сопровождается музыкой)
Осень: Вы видите несколько картин с изображением осени. Скажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Осень: Вы знаете, у меня есть помощники, которые помогают менять погоду, это месяцы. Назовите их.
Дети: (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Осень: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой с наступлением каждого месяца?
Дети: ( В сентябре погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, иногда дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи.)
Дети: (В октябре дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью бывают заморозки, насекомые исчезли, солнце светит редко.)
Дети: (В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди иногда со снегом, ночью мороз лед на лужах, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.)
Осень: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, я Осень бываю прекрасной, но есть во мне не только хорошее, но и плохое.
Игра «Что в осени хорошо и что плохо?»
Кому я дам листочек жёлтого цвета, тот называет, что видит в осени хорошего, кому красного цвета- плохого.
Осень: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
Осень: Ребята! У вас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети из разных групп, складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу
Осень: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
4. От осени к лету, поворота нету.
5. Лето со снопами, осень с пирогами.
6. Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.
Приметы
1. Осенью паутина на ясную погоду.
2. Гром в сентябре — теплая осень.
3. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
4. Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
5. Когда гусь улетает, снег выпадает.
Осень: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Осень: А сейчас представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физминутка «Листочки».
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
(Осень разбрасывает листочки) Ребята на каждом листочке зашифровано слово, которым можно описать осень. Давайте отгадаем эти слова.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Рефлексия
Осень: Вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте подумаем, что мы ответим зайчатам.
Дети: Осень наступила. Деревья стоят голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. По ночам бывают заморозки, скоро выпадет снег. Поэтому пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят их.
Осень: Я рада, что вы нашли убедительные доказательства, что осень в лесу наступила. Сегодня после прогулки вы нарисуете для зайчиков рисунки, где изобразите позднюю осень. А сейчас на прощанье я хочу с вами сыграть в игру «Эхо».
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? — спросим.
Осень, осень, осень.
(Осень уходит).